Приятно констатировать, что времена, когда спецодежда «отпугивала народ» давно канули в Лету. Сегодня руководители многих компаний проявляют похвальную заботу об имидже родного предприятия и прилагают определенные усилия к тому, чтобы их подчиненные выглядели не только аккуратно, но и в какой-то мере даже элегантно. То бишь, сознательно идут на дополнительные расходы чтобы обеспечить сотрудников фирмы рабочей экипировкой.
Ситуация на рынке
Еще 5 лет назад украинский рынок спецодежды пребывал в состоянии хаоса: с развалом командно-административной системы хозяйствования распались устоявшиеся торговые связи, кардинально изменилась система снабжения, да и число возможных потребителей спецодежды заметно поубавилось. Однако сегодня, по наблюдениям аналитиков, украинский рынок специальной и рабочей одежды переживает второе рождение: заинтересованность потенциальных потребителей в спецовках растет довольно динамичными темпами.
Сейчас на украинском рынке спецодежды можно выделить следующие тенденции:
- Несмотря на то, что согласно статистическим данным количество работоспособного населения в Украине снижается, потребность в рабочей одежде с каждым годом увеличивается приблизительно на 15-20%.
- Динамичный рост спроса на спецодежду и относительно низкий порог «вхождения в бизнес» привлекает новых производителей и операторов рынка. По данным аналитиков, ежегодно на украинский рынок спецодежды приходит минимум десяток новых игроков. Так, только в столице работает более 10 крупных производителей спецодежды и порядка 70 – средних и небольших предприятий.
- Сегодня на украинском рынке рабочей одежды происходит не только количественный, но и качественный скачок. Растет не только спрос на спецодежду, но и требования заказчиков к качеству спецовки. Так, если еще пару лет назад для большинства клиентов определяющим фактором при выборе рабочей одежды была цена изделия, то сегодня многие заказчики готовы «раскошелиться» на качественный товар.
Немного цифр
По мнению аналитиков, самыми быстрыми темпами развиваются рынки профессиональной одежды в странах Бенилюкса, Германии, Франции, Великобритании и скандинавских государствах. Наиболее широко профессиональная одежда в Европе используется в гостиничном бизнесе, системе общественного питания, дорожной службе и розничной торговле. Крупнейшими заказчиками специальной одежды, как и в Украине, в Европе выступают компании стройиндустрии.
За десять лет совокупные объемы заказов униформы в Европе выросли с 155 млн изделий в 1992 году до 170 млн в 2002-м. Европейским лидером по потреблению профодежды была и остается Германия. Во второй половине 1990-х рост немецкого рынка был вызван интернационализацией компаний и притоком в страну иностранных инвестиций – объем производства профессиональной одежды в самый пиковый период спроса составил 69 млн швейных изделий (что соответствовало обороту около $1 млрд). По прогнозам экспертов, к 2005 году в Германии будет продано 66 млн изделий профессиональной одежды на сумму чуть менее 1 млрд. евро, во Франции – 40 млн. и в Великобритании – 33 млн изделий. Объем российского рынка спецодежды в 2002 году составил около 9 млн. комплектов.
Емкость украинского рынка спецодежды значительно ниже не только емкости рынков развитых европейских стран, но и России. Аналитики оценивают его в 1,3-1,4 млн. комплектов, что в денежном выражении составляет порядка 15,5-16 млн. евро.
Структура рынка
Сегодня в Европе профессиональная одежда подразделяется на пять основных категорий – защитная, рабочая, профессиональная повседневная, деловая и униформа. Однако по мнению зарубежных экспертов, в недалеком будущем эта градация значительно упростится и сведется к трем основным разновидностям – рабочей, выходной и деловой одежде.
В Украине не существует четкой классификации рабочей одежды. Так, например, специалисты компании «ПромСИЗ» выделяют следующие категории спецодежды:
- повышенного содержания радиоактивных веществ в воздухе рабочей зоны;
- повышенной или пониженной температуры в воздухе рабочей зоны;
- химических факторов.
3. Одежда медицинская;
4. Одежда санитарная;
5. Одежда форменная
. Более обобщенно (по субъективному впечатлению автора) спецодежду можно классифицировать следующим образом:
- специальная одежда, изготовленная в строгом соответствии с существующими ГОСТами и предназначенная для людей, работающих в опасных или специфических условиях. В эту категорию можно включить защитную одежду для шахтеров, медиков, дорожных работников и т.д.;
- рабочая одежда, используемая для обеспечения защиты работника от общих загрязнений.
- форменная одежда, предназначенная для силовых и охранных структур;
Наиболее широко на украинском рынке представлена рабочая одежда, которую специалисты классифицируют следующим образом: традиционная, одежда среднего класса (так называемая, «евроодежда») и элитная продукция.
- Традиционная («черная») рабочая одежда. Этот сегмент рынка формируется за счет дешевой одежды, к качеству которой не предъявляются особые требования. Основной фактор, определяющий выбор подобной продукции – низкая цена (до 50 грн. за комплект «куртка+комбинезон»). По данным специалистов, доля рынка, занимаемая традиционной рабочей одеждой, составляет чуть более 50%.
- Рабочая одежда среднего класса или «евроодежда». Как отмечают специалисты, одежда этой категории появилась на украинском рынке буквально несколько лет назад. Она отличается от традиционной более высоким качеством ткани, фурнитуры и пошива; лучше соответствует характеру выполняемых работ, а также несет в себе некий элемент корпоративного стиля – зачастую украшена символикой или логотипом предприятия, выдержана в фирменных цветах компании, и т.д. Стоимость одежды этого класса составляет, как правило, от 70 до 130 грн. за комплект «куртка + полукомбинезон». Несмотря на то, что спецодежда среднего класса появилась на украинском рынке не так давно, она нашла «горячий отклик» среди потребителей: занимаемая ею доля рынка уже составляет порядка 30-40%. Топ-менеджеры многих предприятий не без основания считают, что корпоративная спецодежда может помочь в формировании позитивного имиджа компании и стать дополнительным преимуществом в конкурентной борьбе. Таким образом, помимо чисто утилитарной функции, спецодежда служит дополнительным инструментом маркетинга, которым уже вовсю пользуются наиболее прозорливые руководители. Изготовлением одежды этого класса занимается большинство компаний (как крупных, так и небольших), легально работающих на украинском рынке.
- Элитная рабочая одежда. Товары этой категории сложно назвать словом «спецовка». Это высококачественная, разрабатываемая для каждого заказчика индивидуально, униформа. При конструировании одежды подобного класса учитываются индивидуальные эргономические требования заказчика, но и используются нестандартные дизайнерские решения. Именно эта одежда формирует «модные тенденции» на рынке спецодежды. Производится элитная одежда, как правило, за рубежом, а ее основными потребителями выступают компании с иностранными инвестициями. Однако, справедливости ради, следует отметить, что некоторые украинские предприятия (например, столичная «Формика» и др.) вполне способны изготовить рабочую одежду не хуже, чем иностранные умельцы: были бы ткани «подходящего качества». В связи с довольно высокой стоимостью (от 150 грн. за комплект «куртка + полукомбинезон»), доля «элиты» на украинском рынке спецовок относительно невелика и составляет не более 10%.
Кто на рынке живет
В нашей стране представлена рабочая одежда как импортного, так и отечественного производства. По словам специалистов, отечественная продукция, бесспорно, занимает львиную долю рынка (по некоторым оценкам – до 90% в количественном выражении), что связано с более высокой ценовой конкурентоспособностью. Однако в последнее время специалисты отмечают тенденцию снижения цен на импортную продукцию, что объясняется стремлением импортеров увеличить занимаемую ими долю рынка.
Сегодня на украинском рынке спецодежды можно четко выделить следующие категории операторов.
1. Производители. Компании, входящие в эту категорию занимаются пошивом и реализацией спецодежды. Аналитики включают в эту категорию как «автономные» швейные предприятия, так и пошивочные цеха, работающие на базе текстильных комбинатов и при крупных промышленных предприятиях. Среди наиболее заметных компаний этой категории можно отметить: «ПромСИЗ», ООО «Спецодяг України», ОАО «Спецодежда», «ТК-Спецодежда», «Формика» и др.
2. Предприятия-посредники. Компании, входящие в эту категорию не располагают собственными производственными мощностями. Свой бизнес они строят следующим образом: принимают у конечного потребителя заказ на изготовление спецодежды и размещают его у производителя. К посредническим предприятиям специалисты относят региональные представительства отечественных производителей спецодежды.
3. Торгующие предприятия. Эта категория операторов формируется, в основном, из импортеров и их региональных представителей. Учитывая специфику продаж, присущую украинскому рынку спецодежды, число компаний, входящих в эту категорию относительно невелико (подробнее см. «Маркетинг и реклама»). Среди компаний, входящих в эту категорию, можно выделить: «Белл-Протексьон», «Таммол» и др.
Производители
Точного количества предприятий, занятых пошивом рабочей одежды не знает, пожалуй, никто. Спецодежду изготавливают крупные промышленные гиганты, доставшиеся Украине от СССР; приватизированные швейные фабрики и частные предприниматели.
Исходя из объемов выпущенной продукции, производителей спецодежды можно классифицировать следующим образом:
Крупные производители (изготавливающие свыше 500 комплектов спецовки в месяц). По данным маркетологов, количество работающих на украинском рынке крупных производителей невелико - в общем числе компаний-производителей на долю крупных предприятий приходится не более 10%. Однако, несмотря на небольшое количество, выпускаемая ими продукция занимает львиную долю (порядка 60%) украинского рынка. Их продукция востребована крупными производственными предприятиями промышленного комплекса, профессионально-техническими учебными заведениями и др.
Средние по величине производители (изготавливающие от 100 до 500 комплектов в месяц). Предприятий, относящихся к этой «весовой» категории – подавляющее большинство среди производителей рабочей одежды (по некоторым данным – до 70-80% от общего числа производителей). Их продукция представлена практически во всех ценовых сегментах – начиная от дешевой спецовки и заканчивая элитной униформой. Услугами средних по величине производителей спецодежды пользуется многочисленная армия представителей частного бизнеса.
Небольшие производители (изготавливающие до 100 комплектов спецовки в месяц). Эта категория производителей формируется, как правило, из «новичков» на украинском рынке рабочей одежды. Постепенно, с расширением круга клиентуры и наращиванием объемов производства, небольшие предприятия «трансформируются» в средние, а на их место приходят новые производители.
Конкуренция
По словам операторов, сегодня на украинском рынке рабочей одежды предложение значительно превышает спрос. По мнению значительного числа производителей, снижение цены – далеко не всегда самый действенный способ в борьбе с конкурентами.
К основным конкурентным преимуществам представители операторов украинского рынка рабочей одежды относят стабильное качество продукции, способность оперативно выполнить любой заказ клиента, предложить полную экипировку (начиная от одежды и обуви и заканчивая средствами индивидуальной защиты) и, конечно, наличие гибкой системы скидок на продукцию.
Ассортимент
По единодушным оценкам специалистов, широкий ассортимент продукции – одна из составляющих успеха на украинском рынке спецодежды. Поэтому многие компании стараются предлагать потребителям не только продукцию «на все случаи жизни», но и товары разных ценовых категорий (от самых дешевых до элитных изделий).
В ассортимент практически любого предприятия, как правило, входят:
- Рабочая одежда для летнего и зимнего периодов. Она обеспечивает защиту от общепроизводственных загрязнений. Это рабочие костюмы, хлопчатобумажные комбинезоны, рубашки, фартуки, камуфлированные костюмы, рабочие халаты, утепленные куртки, ватные брюки, ватники и т.д. Сюда можно отнести и рабочую одежду, изготовленную по евростандарту: полукомбинезоны, костюмы (полукомбинезон + куртка + бейсболка), утепленные костюмы, и т.д.
- Спецодежда для защиты от воздействия агрессивных сред: кислотостойкая, бензо-, маслостойкая, грязеотталкивающая и т.д.
- Сигнальный ассортимент, обеспечивающий безопасность при работе вблизи движущихся объектов и на автомагистралях: жилеты, костюмы для работников дорожных ремонтных служб и т.д.
Некоторые компании, наряду с рабочей одеждой, предлагают потребителям рабочую обувь и средства индивидуальной защиты.
Из чего шьют одежду
Для изготовления рабочей одежды используются как отечественные так и импортные смесовые ткани (хлопок/полиэфир, хлопок/полиэстер), брезенты с различными видами специальных обработок: масловодоотталкивающей, маслобензостойкой, водоупорной, кислотно- или щелочестойкой и др.
По мнению специалистов, сегодня подавляющее большинство рабочей одежды шьется из импортных тканей. Доля спецодежды, пошитой из продукции украинских мануфактурщиков, составляет всего 10-15%. Остальная одежда производится из тканей, изготовленных в России, Беларуси, Польше, Голландии, Корее, Гонконге, странах Средней Азии и др.
При производстве спецодежды сегодня, как правило, используются смесовые составы (хлопок+полиэфир, хлопок+полиэстер) с повышенной прочностью, стойкостью к разрыву и истиранию, «Ортон», «Грета», «Классика», «Комета», высококачественные х/б ткани (саржевой группы) нового поколения с высокими показателями гигроскопичности и другими полезными свойствами.
Для производства одежды краткосрочного использования используют полиэтилен (отечественная одежда), полипроплен и Тайвек (импортная продукция).
Маркетинг и реклама
Рабочую одежду, в отличие от одежды повседневной, приобретают, как правило, большими партиями. Это обуславливает ряд особенностей в продвижении товаров на рынке. Так, например, в развитых странах Европы и Америки реализацией спецодежды конечному потребителю занимаются оптовики, буквально «на корню» выкупающие у производителя партии готовой продукции. Отличительной особенностью украинского рынка спецодежды стало «выпадение» из сбытовой цепочки посреднического звена: подавляющее большинство рабочей одежды реализуется по методу прямых продаж.
Для того чтобы «засветиться» на рынке, украинские производители используют целый арсенал средств и методов рекламы: ДМ-акции (адресная рассылка каталогов своей продукции), участие в отраслевых выставках, публикации в прессе, телемаркетинг и т.д. По отзывам специалистов, наиболее результативны адресные рассылки рекламных проспектов, участие в отраслевых выставках, и телефонные продажи. Положительно влияют на сбыт и публикации в деловой и специализированной прессе.
Некоторые компании, работающие на украинском рынке спецодежды, уже позаботились о представлении своей продукции в сети Интернет - многие предприятия уже обзавелись собственными сайтами, на которых подробно представлен ассортимент предлагаемой продукции, указаны цены на различные изделия, размещены фотоматериалы, информация о дополнительных услугах, которые сможет предоставить потребителю компания и т.д.
Кстати, наиболее «продвинутые» фирмы, оснастили свои WEB-сайты формами заказа продукции, получив, тем самым, дополнительную торговую площадку – виртуальную.
Прогнозы
Украинский рынок спецодежды, в целом, повторяет динамику развития промышленного комплекса страны. Судя по итогам первого полугодия, в скором времени следует ожидать повышения спроса на спецодежду со стороны предприятий, занятых в строительной отрасли, обрабатывающей промышленности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, а также в оптовой и розничной торговле.
По мнению аналитиков, развитие и постоянное обновление ассортимента рабочей одежды приведет к тому, что одним из главных критериев ее оценки потребителем будет соответствие этой одежды европейскому качеству, функциональности и корпоративному стилю предприятия.